В статье определены группы стран, которые обладая схожими с Россией параметрами развития, сумели за счет использования определенных механизмов привлечения инвестиций значительным образом улучшить ситуацию в развитии инфраструктуры. Были определены инструменты, которые позволили улучшить состояние инфраструктуры, и в случае целесообразности адаптированы для использования в России. Были рассчитаны потребности отдельных стран в инфраструктурных инвестициях, а также определено влияние уровня развитости институтов на структуру инвестиций (государственные и частные; прямые и портфельные). В разрезе отдельных видов инфраструктуры можно наблюдать, что реальный спрос России на инфраструктуру не будет в полной мере удовлетворен после реализации долгосрочных стратегий развития. Были построены модели для отслеживания связи между этим сроком в разных странах и показателями, количественно характеризующими уровень развития тех или иных институтов. На основе уравнений регрессии были построены следующие модели: срок удовлетворения текущего спроса за счет всех видов инфраструктурных инвестиций, срок удовлетворения текущего спроса за счет государственных инвестиций. С помощью этих моделей можно экстраполировать полученные результаты на страны, количественные оценки развитости институтов в которых известны, получив долгосрочные равновесные нормы инфраструктурных инвестиций в разрезе частных и государственных в процентах от ВВП. На основе построенных моделей и количественных исследований сформирован вывод о необходимости более тщательного, качественного рассмотрения особенностей инфраструктурного инвестирования как в развивающихся странах из вышеупомянутого списка, так и в развитых странах, характеризующихся высоким уровнем качества институтов, влияющих на эффективность инфраструктурных инвестиций. Недостатком предложенного подхода является то, что он позволяет оценить инвестиции в так называемые «greenfield» проекты.
Ключевые слова: инвестиции, инфраструктура, развитие, модель.