В последние годы в научной литературе активно дискутируется проблема выбора альтернативных моделей развития современных наземных транспортных систем, соответствующих как растущим экологическим требованиям, так и критериям коммерческой целесообразности. Цель данного исследования — проведение сравнительного анализа наиболее зрелых конкурирующих технологий автомобильного транспорта — электромобилей, автомобилей, работающих на компрессированном природном газе, и автомобилей, использующих чистый биодизель в качестве топ-
лива, одновременно как по экономическим (полная стоимость владения и эксплуатации), так и по экологическим критериям (выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в CO2-эквиваленте). Предложен подход к прогнозированию изменения комплексного показателя эколого-экономической эффективности в динамике для каждой пары сравниваемых альтернатив. Стоимостные параметры каждой конкурирующей технологии рассчитаны с привязкой к рынку топлива США как одному из наиболее диверсифицированных в мире. Моделирование показало, что наиболее
предпочтительной альтернативой традиционному бензиновому автомобилю по комплексному показателю эколого-экономической эффективности, рассчитанному на основе методологии анализа жизненного цикла без учета этапа утилизации автомобиля, является электромобиль. Второй по предпочтительности альтернативой бензиновому автомобилю является автомобиль, работающий на чистом биодизеле. Автомобиль на природном газе как альтернатива традиционному бензиновому варианту становится более предпочтительным примерно с четвертого года эксплуатации. Результаты исследования могут быть использованы в процессе разработки различных государственных программ стимулирования развития того или иного вида транспортных средств, в том числе при расчете величины требуемых налоговых льгот или налоговых дестимуляторов. Особенностью исследования является учет выбросов загрязняющих веществ на всех стадиях жизненного цикла — «от колыбели до колеса», т. е. всех выбросов в атмосферу, которые были произведены непосредственно до эксплуатационного периода. Такой учет негативных экологических эффектов особенно важен в том случае, когда автомобильное топливо производится на той же территории (в пределах той же страны или региона), где и потребляется.