В настоящее время в России более 28 процентов молодых людей в возрасте от 15 до 19 лет проживают в сельской местности. Низкая плотность инфраструктуры не позволяет создавать локальные образовательные центры непосредственно рядом с местом проживания, в связи с чем, для получения высококачественного образования традиционным путём обучающимся приходится преодолевать значительные расстояния, что существенным образом ограничивает их возможности по построению индивидуальной образовательной траектории. Особенно остро эта проблема проявляется в отношении интеллектуально одаренных обучающихся, поскольку далеко не все учителя школ и преподаватели СПО готовы оказывать им помощь в освоении и проектно-исследовательском поиске по избранным вопросам наук, не входящих в обязательную программу обучения. Проект Волгоградского университетского округа имеет целью повышение доступности качественного образования для интеллектуально одаренных обучающихся в организациях основного и среднего (полного) образования, а также среднего профессионального образования путём реализации кластерной модели сетевого взаимодействия ведущих образовательных организаций, детско-юношеских общественных организаций/объединений региона. Деятельность Округа создаёт фундамент для социального развития Волгоградской области в части формирования благоприятной образовательной среды для интеллектуально одаренных детей и талантливой молодежи региона. Целевая аудитория проекта - проявляющие повышенные способности в освоении наук обучающиеся в организациях основного и среднего (полного) общего образования, а также среднего профессионального образования, для которых затруднена реализация потребности в высококачественном образовании повышенного уровня в силу проживания на удалении от крупных образовательных центров, а также учителя и преподаватели, у которых они обучаются, и общественные организации/объединения, осуществляющие помощь интеллектуально одаренным школьникам и молодежи. Отдельное внимание уделяется роли педагогов в развитии природных способностей обучающихся. В рамках проекта предлагается система мероприятий, направленных на совершенствование предметно-научной последипломной подготовки учителей, а также преодоление у них тревожности по отношению к интеллектуально одаренным детям и формирование позитивных установок по отношению к ним.