Предмет. Мировая практика государственного стимулирования развития «зеленых» транспортных систем свидетельствует о том, что в современных экономических условиях меры налогового стимулирования/дестимулирования являются наиболее популярными и эффективными среди других механизмов поддержки экологически чистых транспортных технологий. Поэтому фокусом данного исследования является налоговая система Норвегии как страны с наибольшим на сегодняшний день уровнем использования электромобилей. В работе изучается эволюция механизмов государственного стимулирования распространения автомобилей с нулевым уровнем эмиссии парниковых газов в Норвегии, моделируются основные функции транспортного налогообложения.
Методология. Использовались метод библиографического анализа, методы описательной статистики, метод кейс-стади и математическое моделирование (сценарно-параметрическое моделирование).
Результаты. Предложена балансовая модель, позволяющая проиллюстрировать действие основного принципа норвежской системы налогообложения в условиях, адаптированных к текущим показателям развития российского автомобильного рынка. Модель позволяет осуществить тонкую настройку системы налогообложения автомобилей и путем варьирования входных параметров добиться такой динамики роста доли электромобилей, которая может быть признана оптимальной с точки зрения мониторинга качества окружающей среды и достаточности сопутствующей сервисной и зарядочной инфраструктуры. Модель также позволяет ввести дифференциацию автомобилей по критерию стоимости и сформировать прогрессивную шкалу налогообложения.
Область применения. Полученные теоретические выводы и результаты прикладного характера могут использоваться при разработке государственных программ стимулирования развития электромобильного и других видов экологически чистого транспорта в России и в решении задач корректировки действующих схем транспортных налогов на основе критериев экологичности.