Предмет. Ужесточение экологического законодательства в сфере авиационных перевозок, а также поиски путей снижения энергозависимости от стран – экспортеров нефти и нефтепродуктов, активизировали в последние 10 лет исследования и разработки в области использования альтернативных видов авиатоплив, которые проводятся как в рамках корпоративных исследовательских программ крупнейших авиастроительных концернов, так и с привлечением более широкого экспертного сообщества. Целью настоящей работы является анализ перспективных трендов инновационного развития авиастроительной отрасли и обобщение результатов международных отраслевых и корпоративных исследовательских программ по повышению энергоэффективности и разработке альтернативных видов авиационного топлива, представленных в открытых источниках.
Методология. В работе использованы методы библиографического, сравнительного и статистического анализа, а также метод множественного кейс-стади. Информационной базой исследования послужили отчеты Международной организации гражданской авиации (ICAO), Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), Международного Совета по чистому транспорту (The International Council for Clean Transportation, ICCT), международной ассоциации Air Transport Action Group (ATAG), итоговые обзорные отчеты 7-ой Рамочной Программы ЕС, а также труды зарубежных ученых.
Результаты. Наиболее проработанными вариантами замены традиционного авиатоплива в настоящее время являются топлива, произведенные по технологии Фишера-Тропша и биотоплива, полученные путем гидропроцессинга из масличных культур. Проекты европейских и американских научных коллективов по использованию в качестве альтернативного авиационного топлива сжиженного водорода пока находятся на стадии лабораторных исследований. Исследования по переводу самолетов на использование электричества в качестве частичной или полной замены традиционному топливу находятся на стадии концептуального моделирования.
Область применения результатов. Полученные результаты могут использоваться для разработки и/или коррекции государственных программ стимулирования исследований и разработок в области авиастроения.