Показано, что существующая организация контроля и диагностирования бортовых комплексов сложных динамических объектов, каковыми являются космические аппараты, не обладает требуемой оперативностью решения задачи автономного оперативного восстановления работоспособности бортовой аппаратуры. Для повышения оперативности решения таких задач необходима разработка автономного замкнутого контура структурного управления, в основу которого положена интеллектуальная система контроля, диагностирования и реконфигурации, использующая нейронную сеть. Обоснована целесообразность использования вероятностной искусственной нейронной сети для разработки интеллектуальной системы контроля, что вызвано вероятностным характером входных сигналов и ситуаций. Проведенный эксперимент подтвердил эффективность использования вероятностной сети при реконфигурации бортовой аппаратуры для известных статистических данных о виде распределения классов принимаемых решений и соответствующих им нейронов образцов.