С целью обеспечения безопасности полетов рассматривается возможность повышения качества эксплуатации воздушного судна посредством непрерывного мониторинга расходования ресурса планера летательного аппарата. Для оценки ресурсного состояния изделия предлагается осуществлять наблюдение за возникновением и дальнейшим поведением остаточных деформаций в силовой схеме планера. Наиболее ответственные элементы конструкции снабжаются тензометрическими датчиками, с помощью которых фиксируются моменты появления остаточных деформаций, их начальные величины и тенденции. Показателем величины выработки ресурса является значение тока в тензометрической сети, возрастающее по мере образования и развития в конструкции планера остаточных деформаций. На протяжении всего рабочего цикла строится функция их поведения, с помощью которой можно определять величину выработки ресурса воздушного судна, находящегося в эксплуатации и своевременно, т.е. до начала форсированной выработки ресурса, назначать требуемые ремонтно-восстановительные работы. При этом сокращается объем и продолжительность межполетного обслуживания и, следовательно, возрастает эффективность использования воздушного судна.
Путем длительного наблюдения за возникновением и развитием остаточных деформаций в силовой схеме планера, выявляются ее критические зоны. Их наличие служит основанием для разработки и проведения конструкторско-технологических мероприятий, направленных на усиление соответствующих силовых элементов изделия.