Различным типам туристической деятельности соответствуют соразмерные туристические пространства, представляющие собой часть социального пространства объединяющего совокупность взаимосвязанных между собой природных и социально-экономических условий, используемых для рекреации. Целью данной статьи является рассмотрение подходов к пространственно-региональной кластеризации туристического комплекса. Размер и состав внутренней организации туристического пространства имеет иерархическую структуру. Экономика туристического рынка формируется и функционирует на основе интегрально-взаимозависимости предприятий региона (туристский кластер), деятельность, которых напрямую или опосредована связана с экономикой рекреации; сохранение экологического баланса природных ресурсов и исторических, конфессиональных объектов на рекреационных территорий. Результатом развития региональной экономики является создание, поддержание конкурентных преимуществ и достижение более высокого уровня конкурентоспособности туризма. Профилизация региона должна быть направлена на создание высокоразвитого туристического и торгово-финансового центра международного уровня, что даст возможность долговременного экономического развития. Реальное содержание концепции туризма обозначится в ходе столкновения этих позитивных тенденций и негативных результатов и во многом будет зависеть от общей ситуации в стране, но, с другой стороны, во многом и определит экономическую ситуацию.
Ключевые слова: регион, структура, рынок, туризм.