В статье рассматривается проблема эффективности систем менеджмента качества предприятий. Указывается, что оценка эффективности систем менеджмента качества (СМК) предприятий является системной, организационной проблемой, имеющей значение для обеспечения конкурентоспособности российских предприятий и включающей изучение подходов как к оценке эффективности менеджмента предприятий, так и эффективности системы качества компании. Рассмотрение руководством предприятия системы качества, лишь как необходимого фактора обеспечения качества, наряду с другими системами управления, материальной базой и персоналом, вызывает оторванность и недостаточный уровень ответственности высшего менеджмента за развитие и совершенствование СМК. Не преуменьшая значение всех принципов менеджмента качества, отмечается, что именно недооценка значения первого руководителя в создании и функционировании СМК является решающим фактором низкой эффективности многих систем.