Получены уравнения, описывающие динамику механической части турбокомпрессора с учетом упругих радиально-угловых колебаний вала. Разработана математическая модель структуры выходного сигнала датчика частоты вращения (ДЧВ), учитывающая искажения геометрии воздушного зазора магнитной цепи датчика, вызываемые вибрациями вала. Введены уравнения связи некоторых показателей технического состояния опор вала с параметрами сигнала ДЧВ и на основе методов адаптивной фильтрации синтезирован алгоритм начального поиска и последующего слежения за изменяющимися по мере "старения" показателями качества функционирования контролируемого объекта. Разработан метод текущего контроля технического состояния подшипниковых опор газотурбинных установок, применяемых на компрессорных станциях газо- и нефтепроводов, основанный на детектировании выходного сигнала датчика частоты вращения турбокомпрессора с целью получения информации об изменениях базовых параметров контролируемого процесса.