Статья посвящена проблеме прогнозирования экономических перспектив освоения новых видов авиатоплива. Рассматривается несколько «кандидатов» на роль альтернативных топлив, дается краткое сравнение свойств каждого из них. Представлена структура экономико-математической модели равновесия в системе связанных рынков авиатоплива, воздушных судов и авиаперевозок, при наличии единственного вида топлива. Основное внимание уделяется построению модели стационарного равновесия на двухсекторном рынке – традиционного и альтернативного авиатоплива. Доказано, что подобное равновесие существует и единственно, при некоторых допущениях о спецификации зависимостей, входящих в модели.
Рассмотрен пример некоторого альтернативного топлива с заданными обобщенными технико-экономическими параметрами (в частности, с заданным удельным расходом на пассажиро-километр, а также параметрами функции предложения). Предложенная модель позволяет вычислить и наглядно показать равновесные объемы производства авиатоплива обоих видов, а также параметры равновесия на рынках авиаперевозок.
В процессе параметрических расчетов рассмотрено (на уровне обобщенных технико-экономических характеристик, включая удельный расход топлива и уровень прочих эксплуатационных расходов) несколько альтернативных проектов воздушных судов на новом виде топлива, и продемонстрирован метод сравнения их эффективности.