В условиях усложнения внешнеполитической обстановки возникают серьезные риски и ограничения в сфере международной кооперации российских предприятий с зарубежными. В связи с этим становится актуальным анализ эффективности локализации в России полного цикла производства наукоемкой продукции (в частности продукции авиастроения) в случае введения экономических санкций против российской наукоемкой промышленности. В настоящей работе оценивается влияние объемов выпуска на территории Российской Федерации компонент для авиатехники на производительность труда в соответствующих подотраслях авиационной промышленности, ставки заработной платы квалифицированных работников и нормы прибыли предпринимателей. Показано, что в долгосрочной перспективе вынужденная локализация в России производства всех основных компонент к авиационной технике может быть рентабельной даже при условии ориентации конечной продукции только на внутренний рынок и некоторые рынки развивающихся стран. Более того, показано, что в широком диапазоне условий такая вынужденная локализация может привести к приросту ВВП страны, хотя в отсутствие санкций соответствующие производства могли в России вообще не появиться.
Необходимым условием обеспечения плановых объемов и номенклатуры выпуска авиационной техники в условиях ограничений на импорт компонент к авиационной технике является дополнительное финансирование строительства и технического перевооружения предприятий отрасли, ввиду снижения средней производительности труда и увеличения объема основных производственных фондов, необходимого для обеспечения заданного выпуска. Получены количественные оценки прироста стоимости основных фондов предприятий авиационной промышленности и необходимого количества занятых в отрасли работников, которые позволят обеспечить выпуск планового объема продукции при вынужденной локализации производства компонент к авиационной технике.