Рассматриваются принципы создания моделей для решения задач, связанных с формированием маршрутов движения грузовых вагонов от станций отправления к станциям назначения с различными поездами, а также задач выбора маршрутов движения поездов. Вагоны от станций отправления к станциям назначения могут доставляться как одним, так и несколькими поездами. На станциях отправления соответствующее количество вагонов включаются в состав подходящего поезда, который проходит через эту станцию и отцепляется от него на станциях назначения или на промежуточных сортировочных станциях, где эти вагоны будут прицепляться к другим поездам, следующим через эту сортировочную станцию позже. С помощью таких поездов ожидающие отправки вагоны доставляются к станциям назначения или на наиболее удобные станции для последующей их доставки с проходящими поездами на станции назначения. Использование традиционных методов моделирования для решения этих задач вызывает значительные затруднения из-за их большой размерности и сложности ограничений, накладываемых на условия транспортировки и доставки вагонов с проходящими поездами.
В основу предлагаемых принципов положена идея описания изменений количества вагонов в составе каждого поезда после прохождения станций и на каждой станции после прохождения поездов с помощью специальных уравнений движения. Такие уравнения строятся по аналогии с уравнениями движения, используемыми в теории управления дискретными процессами.
Использование этих уравнений движения позволило построить модель выбора маршрутов движения грузовых вагонов к станциям назначения с различными поездами, а также модель, позволяющую определять необходимое количество маршрутов движения поездов в железнодорожной сети для доставки вагонов заказчикам. Кроме того, в статье описывается структура компьютерной системы, реализующей эти модели, а также результаты вычислительных экспериментов, проведенных с системой, которые подтвердили ее достаточно высокую эффективность.