Поэтому в данной работе нами было принято решение сосредоточиться на исследовании системы подготовки специалистов в области менеджмента с использованием подхода, основанного на межстрановых сопоставлениях. Для этого нами было проведено сравнительное исследование структуры высшего образования России и Польши, сопоставительный анализ содержания учебных программ бакалавриата по направлению подготовки «Менеджмент» и исследование мотивации студентов, обучающихся по данному направлению. Выбор в качестве объекта для сравнения системы высшего образования Польши не случаен и обусловлен тем, что наши страны в начале процесса реформ имели схожие подходы к организации образовательного процесса и сопоставимые образовательные программы. Многие польские специалисты получали высшее образование в Советском Союзе, научные работники защищали диссертационные работы и проходили стажировки и, возвращаясь на родину, не нуждались в прохождении процесса подтверждения своих дипломов. Реформы политической и социально-экономической систем конца 80-х годов положили начало коренной перестройке всей системы высшего профессионального образования Польши, а вступление страны в Европейский Союз в 2004 году завершило процесс ее интеграции в общеевропейское научно-образовательное пространство.
В первой части настоящей работы проведен общий анализ системы высшего образования Польши, особенностей ее функционирования в контексте единого европейского научно-образовательного пространства и конкурентоспосбности на мировом рынке образовательных услуг. Во второй части работы проведен сравнительный анализ структуры и содержания образовательных программ «Менеджмент» как программы подготовки специалистов в области общего менеджмента и «Инноватика» (польский вариант – «Организация производства продукции») как программы подготовки инженерных кадров. Частично результаты данного анализа были представлены в более ранних работах авторов, поэтому здесь приводятся в обобщенном виде.
Третья часть работы посвящена исследованию общественных ожиданий относительно высшего образования в сфере менеджмента. В ней представлены результаты эмпирического исследования мотивов выбора абитуриентами данного направления подготовки и степени удовлетворенности студентов-старшекурсников содержанием и качеством образовательной программы. Методология исследования была предложена проф. Иолантой Слонец и впервые применена для проведения сравнительных исследований в Польше и Испании.
В четвертой части работы приведены результаты статистического анализа результатов эмпирического исследования, проведенного в России, позволяющие глубже понять взаимосвязи между мотивами абитуриентов при выборе специальности «Менеджмент», выделить группы обучающихся с различными ожиданиями и предложить направления совершенствования образовательных программ и системы подготовки специалистов для более полного удовлетворения запросов наиболее мотивированной группы обучающихся.
В заключении приведены основные выводы, полученные в ходе исследования и предложены направления дальнейших исследований.