Введение: пропускная способность — важная характеристика участка железной дороги, показывающая его перевозочные возможности. Без ее учета невозможно безошибочно планировать грузовые перевозки по сети. Для получения этой характеристики в разных странах используют аналитические методы, основанные на моделях, которые включают в себя набор различных параметров, таких как интервал движения поездов; средний межпакетный интервал; коэффициент, учитывающий надежность работы технических средств, и др. В работе рассматриваются наиболее распространенные методы оценки пропускной способности.
Результаты: приведены определения различных видов пропускной способности, используемых в данной отрасли: наличной, проектируемой, потребной и результативной; проведено сравнение аналитических методов анализа использования пропускной способности. Показано, что аналитические методы дают представление о пропускной способности сети, но не учитывают в совокупности все факторы, влияющие на пропускную способность.
Практическая значимость: материалы статьи будут интересны работникам железнодорожных служб: диспетчерам, графистам, технологам и др., — так как применение аналитических методов при расчете самой пропускной способности и доли ее фактического использования поможет планировать грузовые и пассажирские перевозки более эффективно.
Ключевые слова — пропускная способность, железная дорога, сжатие расписания.