Рассмотрены проблемы синтеза гуманитарных и естественных наук при моделировании стимулирования и управления, учитывающего чувство социальной справедливости. Для исследования путей их решения разработана психофизиологическая модель активного гражданина - дальновидного гедониста, ориентированного на рост потребления, общественное признание и власть. Показано, что дальновидный гедонист нуждается в переменах, сопровождаемых новыми эмоциями. Креативный гедонист создает их сам, инфантильный же пассивно ждет. Без них смысл его жизни теряется, и даже в благоприятной стационарной обстановке возникает ощущение застоя и чувство социальной несправедливости. Поэтому для стабильности общества и государства надо превращать инфантильных субъектов в зрелых, креативных. А пока этого не произошло, во избежание волнений, необходимо предотвращать подрывную пропаганду.
Показано, что политического застоя и связанного с ним чувства социальной несправедливости активных граждан - дальновидных гедонистов можно избежать демократизацией. Однако хаотическая демократизация, сопровождаемая манипулированием чувством социальной справедливости у пассивной, инфантильной части населения, может привести к политическому экстремизму и сепаратизму. Поэтому устойчивая, гибкая демократизация включает введение политических ограничений при возникновении угрозы безопасности и целостности государства. Просвещенная элита обеспечивает устойчивость политико-экономической системы управления, основанной на стремлении к социальной справедливости, путем конструирования эффективных сдержек и противовесов сепаратизму и экстремизму активных граждан, обладающих влиянием и властью.