На основе анализа отечественных и зарубежных работ по подходам к обеспечению надежного программирования в проекте выбран технологический подход к повышению надежности программного обеспечения (ПО) названный – дискретно-событийное (ДС) программирование. Предлагаемый подход основывается на систематизации алгоритмического проектирования (характерного для автоматного программирования) и на глубоком использовании дискретно-событийной модели и супервизорного управления как базы алгоритмизации создаваемого ПО. Использование ДС-модели предполагает моделирование транспортной системы ЖД как сетевой структуры, поведение которой представляется языками, ограничения на ее поведение определяется спецификацией, а управляющая компонента, обеспечивающая выполнение требуемых спецификаций – супервизором. Раздельное моделирование структуры, спецификации поведения и управления снижает трудоемкость алгоритмизации, а применение известных результатов теории дискретно-событийных систем гарантирует отсутствие ошибок на ранних стадиях программирования. С целью реализации предложенного подхода на первом году проекта были выполнены следующие работы:
• Проведен анализ технологии управления поездной работой на железнодорожной станции, на примере станции Москва-пассажирская Ярославская.
• Построена модель работы Дежурного по станции «как есть», выявлены проблемы и недостатки, причины возможных ошибок.
• Поставлена задача по разработке автоматизированной системы помощи Дежурному по организации движения пригородных и пассажирских поездов по станции.
• Разработаны ДС-модели схемы железнодорожных путей станции, модели стрелок и светофоров, модели транспортных средств. Модели компонент представлены в иерархических автоматных и цветных сетях Петри. Определена структура и правила взаимодействия моделей и процедура управления движением транспортных средств в горловине станции в условиях штатной работы Дежурного по станции.
• Разработана модель ДССтм – дискретно-событийная система с таймером, включающая сетевую модель структуры, языковое описание функционирования и расписания, агенты, выполняющие функции супервизора.
• Разработаны алгоритмы поведения агентов ДССтм: Диспетчер и Конструктор. Агенты позволяют моделировать функционирование станции (Диспетчер) и автоматически формировать суточный план-график движения поездов на станции (Конструктор).
• Разработана база данных по путевому развитию станции (на примере СПС Москва-пассажирская Ярославская).
• Разработан программный макет агента-дипетчера (МАК). Проведены эксперименты по формированию СПГД для станции Москва-пассажирская Ярославская. Эксперименты показали эффективность предложенных решений. Сформулированы задачи на эксперименты по исследованию возможностей МАК как базы автоматизированной системы поддержки Дежурного в оперативной работе.