Георгий Владимирович Щипанов родился в г. Бугульме в семье акцизного чиновника. В 1910 г. семья переехала в г. Самару, где Г. В. Щипанов с 1910 по 1918 гг. учился в гимназии. В 1918 г. он уходит добровольцем в Красную Армию и служит до 1920 г., когда его демобилизовали как не достигшего восемнадцатилетнего возраста.
После демобилизации он поступает на физико-математический факультет Самарского университета, а в 1922 г. переводится на физико-технический факультет Ленинградского политехнического института, который заканчивает в 1925 г.
После окончания института Георгий Владимирович работал на заводе «Авиаприбор», в научно-испытательном институте Военно-воздушных сил, на заводе «Метрон». В 1933 г. был избран по конкурсу в МВТУ им. Баумана доцентом.
Свою первую работу Г. В. Щипанов опубликовал в 1925 г., и далее вышел ряд его работ по элементам авиационных приборов. В 1936 г. он опубликовал книгу «Теория и расчёт авиационных приборов», за которую ему была присуждена ученая степень кандидата технических наук. В 1938 г. Г. В. Щипанову присвоено звание профессора. В том же году Виктор Сергеевич Кулебакин приглашает его на работу в Комитет телемеханики и автоматики АН СССР, на базе которого в следующем году был создан Институт автоматики и телемеханики АН СССР. Во вновь созданном Институте Г. В. Щипанов назначается руководителем лаборатории автоматического регулирования.
В 1939 г. Георгий Владимирович публикует в журнале «Автоматика и телемеханика» работу, в которой фактически впервые в мире была поставлена задача синтеза регулятора из «условия компенсации» внешних возмущений. Эта работа положила начало теории инвариантности и вызвала широкую и жестокую (да-да, не жёсткую, а именно жестокую) дискуссию. Постановлением Президиума АН СССР была создана Комиссия по оценке работы Г. В. Щипанова под председательством академика О. Ю. Шмидта, которая признала, что условия Г. В. Щипанова приводят к абсурдным выводам и не соответствуют никаким реально осуществимым регуляторам. Выводы Комиссии содержали особое мнение В. С. Кулебакина и Н. Н. Лузина, считавших, что необходимы дальнейшие исследования по «условиям компенсации». В результате Г. В. Щипанова уволили из Института, а все работы по теории инвариантности были прекращены.
С началом Великой Отечественной войны Г. В. Щипанов начинает работать консультантом в ряде научных учреждений, участвует в организации факультета приборостроения Московского авиационного института и назначается деканом этого факультета. Тогда же им создается кафедра «Автоматическое управление и стабилизация самолётов». За работу в дни Великой Отечественной войны Г. В. Щипанов награждается орденом Красной Звезды.
В конце 1949 г. Г. В. Щипанов в связи с тяжёлой болезнью оставляет работу в Московском авиационном институте, через три с небольшим года он умирает.
В 1966 г. результаты работы Г. В. Щипанова были признаны научным открытием с приоритетом от апреля 1939 г.
Публикации Г.В. Щипанова
Книги
-
Щипанов Г.В. Гироскопические приборы слепого полёта: Теория, расчёт и методы конструирования. Москва, Ленинград: Оборонгиз, 1938.
-
Щипанов Г.В. Теория, расчёт и методы конструирования авиационных приборов. Ленинград, Москва: ОНТИ, 1936.
Статья на Math-Net.Ru
Изобретение на eLIBRARY.RU
https://elibrary.ru/item.asp?id=39508862
Публикации о Г.В. Щипанове
-
Курдюков А.П. Труды Научного семинара «70 лет теории инвариантности». Москва: ЛКИ, 2008. — 256 с.
-
Бутковский А.Г. Взгляд на идеи Г.В. Щипанова через много лет / 70 лет теории инвариантности. Москва: ЛКИ, 2008. С. 91—101.
-
Лезина З.М. Г.В. Щипанов: этапы жизненного пути / 70 лет теории инвариантности. Москва: ЛКИ, 2008. С. 5—12.
-
Лезина З.М., Лезин В.И. Г.В.Щипанов и теория инвариантности (Труды и документы). Москва: Физматлит, 2004. — 428 с.
Они хранятся в библиотеке ИПУ РАН:
https://www.ipu.ru/d7ipu/books_library_grid?combine=Щипанов
Страница на Wikipedia:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Щипанов,_Георгий_Владимирович