Что вы знаете об Академии навигации и управления движением?

ИПУ РАН играет заметную роль в деятельности международной общественной организации «Академия навигации и управления движением» (АНУД). 
Предлагаем вашему вниманию интервью с О.А. Степановым, вице-президентом АНУД, членом-корреспондентом РАН, руководителем научно-образовательного центра концерна ЦНИИ «Электроприбор», заместителем директора Института информационно-навигационных систем Университета ИТМО. 
Мы также прикрепили к материалу ссылку на номер газеты «Поиск» от 3 ноября, в которой есть небольшая заметка об АНУД и где также упомянут ИПУ РАН как один из активных партнеров Академии.
 
- Когда была образована «Академия навигации и управления движением»? Какие задачи она перед собой ставит? 
В конце прошлого тысячелетия, когда в стране была довольно сложная ситуация, создавалось много различных общественных организаций, в том числе и в среде ученых. Именно в то время и возникла идея создать организацию, которая объединит ученых, чьи научные интересы связаны с навигацией и управлением движением. По замыслу такая организация должна была дать возможность ее членам общаться между собой, обмениваться опытом, информацией и поддерживать научную область, связанную с навигацией и управлением движением. 
Инициативная группа ведущих отечественных ученых в этой области в конце 1994 г. обратилась с таким предложением к директору ЦНИИ «Электроприбор», в то время члену-корреспонденту РАН В.Г. Пешехонову. После недолгих консультаций и определенной подготовительной работы 14 апреля 1995г. и была зарегистрирована международная общественная организация «Академия навигации и управления движением» (АНУД)
Целью Академии, как записано в Уставе, является содействие развитию отечественной и мировой науки в области навигации и управления движением и использованию получаемых научных достижений в жизни общества. Деятельность Академии направлена на консолидацию усилий ученых для решения важнейших научных проблем, формирование совместных научных, научно-технических и научно-образовательных программ и проектов; обобщение наиболее важных научных достижений в области навигации и управления движением; содействие установлению и развитию сотрудничества с научными центрами и общественными объединениями в области навигации и управления движением. 
Идея создания Академии оказалась очень своевременной и успешной. В настоящее время Академия объединяет 326 российских и зарубежных ученых, в том числе 247 докторов наук. 
 
- Академия навигации и управления движением представляет собой отраслевую версию Российской академии наук? 
Структура Российской академии наук (РАН) предполагает территориальный и отраслевой принципы формирования, согласно которым в составе РАН выделены территориальные отделения. Кроме того, существуют отделения и внутри них секции, соответствующие различным научным направлениям. По научной направленности наша Академия в наибольшей степени пересекается с секцией «Проблем машиностроения и процессов управления» при Отделении энергетики, машиностроения, механики и процессов управления (ОЭММПУ). Если говорить о взаимоотношении с большой Академией, то оно довольно существенное и мне кажется, что сотрудничество и взаимодействие таких научных организаций очень полезно для обеих сторон, хотя несомненно статус Российской академии наук несравненно выше. Стоит заметить, что из 46 членов Научного совета РАН по теории и процессам управления при ОЭММПУ, который с 2021г доверили возглавить мне, 32 являются членами АНУД. Так что взаимодействие, по моему мнению, достаточно тесное. 
Вместе с тем следует иметь в виду, что мы лишь общественная организация, в названии которой присутствует слово «академия». Участие в этой организации предоставляет возможности для общения и обмена информацией более широкому кругу ученых вне зависимости от их статуса и положения. 
Два раза в год, весной и осенью, проводятся общие собрания, которые всегда включают научные сессии, где ведущие ученые представляют доклады на актуальные темы. Например, в мае этого года научная сессия была посвящена беспилотным аппаратам для различных сред. 
Общие собрания, которые обычно проходят в Санкт-Петербурге, мы стараемся организовывать во время крупных конференций. В мае это традиционная международная конференция по интегрированным навигационным системам, а в октябре - также проходящая раз в два года в Санкт-Петербурге Мультиконференция по проблемам управления, включающая несколько локальных конференций, связанных с теорией и процессами управления. 
Бывают, правда редко, и выездные общие собрания. В этом году такое собрание посвящено 80-тилетию кафедры «Приборы и системы ориентации, стабилизации и навигации» в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Это одна из первых в Советском Союзе и России кафедр, на которой стали готовить специалистов в области навигации и управления движением. 
Кроме того, при поддержке АНУД издается журнал «Гироскопия и Навигация». Этот журнал переводится на английский язык и входит в квартиль Q2.
Одна из задач Академии – поддерживать и популяризировать наше направление среди научной молодежи. В Академии есть молодежные секции, в которых состоят порядка 70 человек. Сначала при вступлении в Академию было жесткое условие – наличие докторской степени. Потом решили это ограничение снять и сейчас такого требования нет, членом Академии может быть и кандидат наук. Главное, чтобы человек занимался активной научной деятельностью и проявлял желание общаться с единомышленниками. 
Ежегодно в марте при поддержке ЦНИИ «Электроприбор», АНУД и ведущих вузов Санкт-Петербурга проводится молодежная конференция, число участников которой обычно порядка 350-400 человек. Ее название совпадает с названием АНУД. По признанию многих ученых эта конференция очень успешная и имеет авторитет не только среди молодежи. Мы провели уже 25 таких конференций. Кроме того, для наиболее успешных в научном плане молодых ученых, представивших значимые доклады (40–50 человек), в конце сентября организуется научный семинар. Раз в два года он проводится на Ладоге на базе концерна ЦНИИ «Электроприбор», а в перерывах этот семинар путешествует по стране. Такие семинары состоялись уже в Самаре, Саратове. В этом году он был проведён во Владивостоке на базе Института автоматики и процессов управления и Института проблем морских технологий ДВО РАН. 
Важно подчеркнуть, что в своей деятельности Академия помимо РАН опирается и на тесное взаимодействие и сотрудничество с ведущими приборостроительными предприятиями, исследовательскими институтами и ведущими вузами страны, что и определяет в значительной степени те достижения, которые есть у Академии. Многолетними и надежными партнерами АНУД являются «ЦНИИ «Электроприбор», ИПУ РАН, ЦКБ «Прогресс», РКК Энергия, Раменское приборостроительное конструкторское бюро, Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем, МГТУ им. Н.Э.Баумана, Университет ИТМО, Самарский университет, ЛЭТИ, СПбГУАП, СПбГУ, МАИ и многие другие. 
 
- Почему именно навигация? 
Если раньше системы навигации и управления движением применялись в основном только на крупных подвижных объектах, нередко предназначенных для решения военных задач, то сейчас они широко внедряются повсеместно в робототехнических подвижных объектах, количество которых измеряется сотнями миллионов. То, что было раньше востребовано на крупных подвижных объектах, сейчас применяется в небольших дронах, сотовых телефонах и т.п. Так что древняя наука навигации востребована  и развивается.
 
- Можно сказать, что Академия навигации и управления движением была создана, чтобы не терять лидерства в этой области? 
Таких задач, как «давайте соберемся, чтобы не терять лидерство», не было. Думаю, что посыл был такой – «давайте соберемся, чтобы общаться и поддерживать нашу науку». АНУД – дело добровольное и не создавалась по установке сверху. 
Надо сказать, что общественных академий во времена создания АНУД появлялось достаточно много, но не все они оказались жизнеспособными. Насколько я знаю, продолжает действовать Академия ракетных и артиллерийский наук и Российская инженерная академия. Без ложной скромности замечу, что Академия навигации и управления движением оказалась одной из самых успешных. В том числе это объясняется и авторитетом Президента АНУД Владимира Григорьевича Пешехонова – академика РАН, научного руководителя концерна ЦНИИ «Электроприбор», Героя труда РФ, который стоял у истоков этой общественной организации и возглавляет ее поныне. Такие фигуры объединяют ученых и создают дополнительный стимул для развития. 
 
- Как складывается бюджет Академии? 
Бюджет Академии складывается из небольших ежегодных членских взносов, которые для молодежи в два раза меньше, чем для остальных членов. Более того, в некоторых случаях мы освобождаем пенсионеров от уплаты взносов. Спонсорскую помощь нам оказывают концерн ЦНИИ «Электроприбор» и другие организации, сотрудники которых являются активными членами АНУД. Поддержку Академии оказывает и правительство Санкт-Петербурга.
Есть две основные статьи расходов. Во-первых, это расходы, связанные с проведением, поддержкой и организацией научных мероприятий, но большая их часть покрывается оргвзносами участников конференций. И, кроме того, существуют гранты, которые в том числе позволяют покрыть расходы на командировки. АНУД в меру своих возможностей способствует получению этих грантов.
Еще одна статья расходов – это премия имени выдающегося конструктора морских гироскопических приборов Николая Николаевича Острякова, учрежденная в 1946 году. С 1996 года премия присуждается Академией навигации и управления движением раз в два года – каждый четный год. Премия вручается за выдающиеся научные достижения в создании и исследовании средств гироскопии и автономной навигации морского, авиакосмического и наземного применения ученым и специалистам, внесшим личный научный вклад в результаты представленной работы. К настоящему времени вручено 13 премий коллективам из разных организаций.
Конечно, финансовые проблемы есть, но они не являются непреодолимыми.
 
- У вас есть формализованные направления или секции? Или ваша организация – это большой котел?
Есть территориальная градация. Имеется шесть отделений: в Санкт-Петербурге, Москве, Перми, Самаре, Саратове и Туле. Несомненно, есть специализация, связанная, например, с разработкой чувствительных элементов или с методами обработки измерительной информации. Эта специализация, в частности, отражается в научных рубриках журнала «Гироскопия и навигация». Но такого, как в РАН, где есть структурирование по научным направлениям, у нас нет.
 
- Как вы привлекаете свежие силы?
Задачи увеличения численности у нас нет. Членство – на добровольных началах. Мы просто заинтересованы в том, чтобы ведущие ученые знали про нас. Если они активно работают в своей области и им интересна наша организация, мы с удовольствием готовы принять их  в свои ряды, что  и делаем ежегодно на общих собраниях.
Большое внимание уделяем поддержке научной молодежи, активно распространяем информацию о молодежных конференциях и самой АНУД. Если замечаем талантливого и способного человека, стараемся делать так, чтобы он узнал про возможность выступить и представить свои результаты на научных мероприятиях, поддерживаемых АНУД.
 
- То есть в каком-то смысле вашу Академию можно назвать «трамплином» или «лифтом» для специалистов вашей области? Сначала молодой ученый приходит к вам, находит здесь для себя интерес и поддержку и может дорасти до Большой академии? 
По сути, это действительно так. Как я уже отмечал, у нас есть молодежные секции, формируемые при территориальных отделениях. Многие из ее состава защищают докторские и переходят во «взрослую лигу», в чем им всяческое содействие оказывает наша Академия. Ну а далее, можно заметить, что на сегодняшний день в состав АНУД входит 19 членов РАН. При этом большинство из них на момент избрания были членами АНУД. Так, на последних выборах в РАН в 2022 г. два члена АНУД: директор ИПУ РАН Дмитрий Новиков и научный руководитель Самарского университета Евгений Шахматов, – были избраны академиками, а еще двое: проректор по международной деятельности Санкт-Петербургского политехнического университета Дмитрий Арсеньев и заведующий кафедрой прикладной кибернетики Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кузнецов, – членами-корреспондентами РАН. Некоторые же ученые вступили в АНУД после своего избрания в РАН. Нужно также заметить, что руководитель Секции проблем машиностроения и процессов управления академик Игорь Каляев является активным членом нашей Академии, а четверо действительных членов АНУД вошли в Президиум недавно образованного Санкт-Петербургского отделения РАН, это академики РАН В.Г. Пешехонов, Д.Г. Арсеньев, член-корр. РАН Н.В. Кузнецов, М.В. Сильников.
Так сложилось, что специалисты, работающие над созданием теории и систем навигации и управлении движением, выражусь ненаучным словом, «кучкуются» вокруг нашей Академии и достаточно хорошо представляют ведущие школы в этой области. Факт обсуждения научных результатов на конференциях, которые организует Академия навигации и управления движением, представляется очень важным для специалиста, который хочет в этой области развиваться. Когда сталкиваешься с какими-то работами в области навигации и управления движением, не прошедшими такое обсуждение, это вызывает определенную настороженность. 
 
- Как вы оцениваете российскую науку в области навигации и управления движением в широком смысле, в мировом контексте? 
Вопрос непростой. У нас сейчас не самый лучший период развития, в том числе и с точки зрения финансирования науки. Определенный процент, который должен отчисляться на науку и законодательно закреплен, не выполняется. 
Как и про многие направления, мы можем говорить, что в теоретическом плане наши разработки находятся на хорошем уровне, но с точки зрения их реализации и элементной базы нам есть над чем работать. Тем более, что сейчас существуют известные ограничения. Это создает трудности. 
У нас на протяжении ряда лет слабо развивалась собственная микроэлектроника, а это основа для реализации тех идей, которые должны быть вложены, в том числе, и в системы навигации и управления движением. 
К 90-м годам период, когда молодежь очень сильно интересовалась наукой и бредила космосом, прошел. Многие, особенно в те годы, пошли в экономисты, юристы или бизнесмены. Если до этого военно-промышленный комплекс и научные организации, предоставляли хорошие конкурентноспособные площадки для трудоустройства в инженерной и научной сферах, которые активно пополнялись молодежью, то затем приток в них резко сократился. Сейчас ситуация, хотя и медленно, но все же меняется в лучшую сторону, увеличивается финансирование вузов, существует грантовая поддержка. Так что, на сегодняшний день основная задача – сохранить преемственность научных поколений и поддержать ведущие научные школы за счет притока молодых, что и старается делать наша Академия в меру своих сил и возможностей.
 
Беседу вела Лилия Бойко
 
Ссылка на выпуск газеты «Поиск» от 3 ноября 2023 г.