Цель исследования - обосновать необходимость и возможность развития научного волонтерства как нового направления добровольческой деятельности школьников и студентов. В статье приводится опыт успешной волонтерской деятельности детей и молодежи в сфере науки на примере проектов агро- и бионаправлений, реализуемых Институтом проблем управления им. В. А. Трапезникова Российской академии наук на платформе «Волонтер-натуралист». Научная новизна работы заключается в раскрытии особенностей организации научного волонтерства как нового направления добровольческой деятельности школьников и студентов, способствующего самореализации, приобретению необходимых знаний, умений и навыков, а также профориентации обучающихся образовательных организаций среднего и высшего образования. В результате обосновано, что привлечение школьников и студентов в качестве научных волонтеров способствует не только их вовлечению в различные исследовательские проекты, расширению кругозора, но также популяризирует науку среди молодежи и помогает школьникам и студентам в их дальнейшей профессиональной ориентации.