В монографии рассмотрена проблематика применения информационных технологий поддержки решения задач маркетинга взаимоотношений с клиентами. Показаны преимущества применения CRM-технологий при решении задач оптимизации взаимоотношений. Исследованы проблемы создания информационных систем управления взаимоотношениями с клиентами. Выдвинуты предложения по совершенствованию программных продуктов, поддерживающих реализацию CRM-технологий. На примере системы программ “1С: Предприятие 8” показаны основные возможности использования информационных технологий маркетинга взаимоотношений. В вводной главе кратко излагаются общие принципы построения информационных систем управления предприятием. Монография предназначена для научных работников, специализирующих в данной области, студентов, аспирантов и преподавателей ВУЗов, специалистов в области информатизации, руководителей предприятий и организаций.