Настоящая работа посвящена вопросам проектирования, создания и сопровождения программного обеспечения распределенных автоматизированных систем массового обслуживания. Означенная область приложения является настолько многообразной и многогранной, что по существу речь может идти о некоторых вопросах методологии программирования вообще.
С того момента как известная отечественная система бронирования и продажи билетов на авиалиниях «Сирена» стала распределенной автор вел работы в области проектирования, создания и сопровождения нескольких поколений ее программного обеспечения. Естественно, весь накопленный опыт не может уложиться в ограниченные рамки настоящего издания. Поэтому в работе выделены основные этапы жизненного цикла программного обеспечения и по каждому из них обсуждаются некоторые важные с точки зрения названного опыта вопросы. Исключение составляет объединенный этап составления алгоритма, кодирования и отладки, т.е. тот этап, который издавна отождествлялся с программированием. В свете современного опыта этот этап является чисто техническим и достаточно полно представлен в специальной литературе.
Рассматриваются некоторые особенности эксперимента в программировании.
Программные проекты систем массового обслуживания характеризуются очень большим объемом и требуют высоких затрат рабочего времени на их реализацию. Поэтому здесь большое значение имеет человеческий фактор, а именно такие стороны как роль личности, обучение и оплата труда программиста. Кроме того требуется систематизация характеристик удачного и неудачного проекта, а также языков программирования. Эти вопросы планируется подробно рассмотреть в следующем выпуске.