В работе раскрываются методологические положения, характеризующие учебные занятия с позиций целостного подхода к образованию иностранных граждан. С помощью системного рассмотрения условий обеспечения устойчивости результатов образовательного процесса показана необходимость единения коммуникативной и социокультурной компетенций. Авторское понимание культуры коммуникаций определило особенности воздействия социокультурной компетенции как системообразующего фактора, способствующего воспитанию вторичной языковой личности студента, способного эффективно осуществлять межкультурное общение как в повседневной жизни, так и в профессиональной сфере. Показано, что полная коммуникация возможна лишь тогда, когда студент владеет не только языковыми средствами выражения информации, но и системой представлений о культуре, традициях, реалиях страны изучаемого языка. Исследование механизма гармонизации учебных занятий показало, что одной из форм интенсификации образовательного процесса могут стать предлагаемые механизмы построения дополненной реальности, использующие образ и символ как свертку информации, учитывающую эмоциональные особенности каждого из участников этих занятий.