Исследовательская статья с элементами кейса и иллюстрацией конкретных расчетов на основе разработанной модели с использованием данных пилотного вуза. Цель – сформировать модель поддержки управленческих решений по эффективному использованию имущества вуза, провести исследование на основе такой модели и предложить рекомендации по повышению эффективности деятельности вуза в целом.
В статье анализируется достаточность бюджета для содержания имущества вуза и обеспечения его текущей деятельности, а также рассматриваются возможности повышения эффективности использования имущества, предлагается модель поддержки принятия управленческих решений в отношении недвижимого имущества вуза. Данная модель формируется из нескольких подмоделей: «учебная деятельность», «научная деятельность», «проживание», «стоимость использования», «развитие имущественного комплекса», «бюджет». Она может использоваться для имитационных расчетов «что если» с целью анализа различных сценариев изменения параметров внешней среды и внутренних параметров управления (в частности, по достижению стратегических целей вуза) и прогноза результатов деятельности на основе расчетных показателей вуза.
Методологической основой исследования явились общенаучные методы, такие как анализ и синтез, моделирование и классификация, а также методы теории принятия решений. Имитационные расчеты позволяют выделить наиболее важные (существенные) факторы влияния на финансовый результат вуза. Например, сценарные и параметрические расчеты показывают, что для вузов с высокой степенью загруженности помещений рост количества студентов (контрольных показателей приема) при прежней эффективности использования помещений требует строительства новых зданий и в текущих условиях функционирования возможен только при поддержке государства. Повышение эффективности использования имущества позволяет обеспечить рост целевых показателей вуза без дополнительных инвестиций со стороны государства. В условиях снижения контингента студентов модель позволяет оценить необходимую величину оптимизации удельных экономических показателей для формирования бездефицитного бюджета.
Новым в статьеявляется разработка и построение модели, которая в комплексе увязывает учебную и научную деятельность вуза, формирование расписания для студентов и загрузку аудиторий, содержание помещений и общежитий, а также бюджет вуза. Подход универсален и применим в любом учреждении высшего образования. Разработанная модель может послужить методической основой для тиражирования предложенного подхода и поиска путей повышения эффективности организаций высшего образования.
Применение модели для параметров (условий) конкретных вузов позволит их руководству целенаправленно задавать параметры развития вуза для рационального применения программно-целевого подхода по развитию и достижению целевых показателей. В будущем исследователи могут выполнить более детальные эмпирические разработки по совершенствованию с учетом многообразия внутренних и внешних факторов.
Результаты данного исследования имеют практическую значимость для проректоров по экономике, административно-хозяйственной работе, начальников финансово-экономических управлений, а также для руководителей вузов, принимающих решения о формировании стратегии развития в условиях ограниченного бюджета с учетом рисков