Рассматриваются условия взаимовыгодной организации центров коллективного пользования (ЦКП) дорогостоящими или уникальными объектами экспериментально-стендовой и полигонной базы в авиационной промышленности и отраслевой науке. Целью исследования является разработка простых экономико-математических моделей эффективности образования ЦКП и определение условий, при которых оно будет взаимовыгодным.
Предлагаемые экономико-математические модели основаны на классической теории массового обслуживания. Объекты экспериментально-стендовой и полигонной базы (как используемые изолированно, так и объединяемые в ЦКП) представляются как пуассоновские системы массового обслуживания с неограниченными очередями. Учитывается, что в авиационной промышленности и отраслевой науке потенциальные пользователи экспериментально-стендовой и полигонной базы могут быть существенно неоднородными – по уровню требований к характеристикам экспериментального оборудования, по сложности и срочности выполнения НИР, по интенсивности их проведения. Поэтому в модели явным образом введены прирост средней длительности проведения экспериментальных НИР, вызванный необходимостью перенастройки в расчете на потребности очередного пользователя, а также прирост стоимости оборудования как плата за его универсальность. Определяется минимально необходимое число каналов обслуживания, при котором удовлетворяются требования самого требовательного пользователя к средней длительности выполнения заявки на НИР