Проблемы медико-социального благополучия населения, здоровья и качества жизни рассмотрены в статье с позиций системного анализа и классической теории автоматического управления. Обоснованы ключевая роль индивида в сохранении здоровья и необходимость государственной политики управления здоровьем населения. Сделан вывод, что результативное управление здоровьем может осуществляться только совместно государством и гражданином на паритетной основе. Дается описание принципиально нового типа общественных взаимоотношений, названного «Государственным управлением здоровьем и качеством жизни», сокращенно – «управление здоровьем». Этот тип взаимоотношений возникает в результате формализации на законодательном (договорном) уровне совместной деятельности гражданина (здоровье которого подлежит управлению) и лица, обладающего по отношению к этому гражданину государственным административным ресурсом (властью и средствами). Показано, что для реализации процесса управления здоровьем в современных условиях требуется дополнительное включение в этот процесс (помимо традиционной медицинской) образовательной составляющей как обязательной со стороны государства. В результате обеспечиваются достижение максимально возможного уровня индивидуального здоровья и ответственность граждан за конечный результат. Актуальность предлагаемых решений подтверждается, в том числе, Указом Президента РФ № 601 от 7 мая 2012 г. «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» и новой «Государственной программой развития здравоохранения Российской Федерации», утвержденной Распоряжением Правительства РФ № 2511-p от 24 декабря 2012 г.