Щипанов Георгий Владимирович

Щипанов Г.В.

Георгий Владимирович Щипанов родился в г. Бугульме в семье акцизного чиновника. В 1910 г. семья переехала в г. Самару, где Г. В. Щипанов с 1910 по 1918 гг. учился в гимназии. В 1918 г. он уходит добровольцем в Красную Армию и служит до 1920 г., когда его демобилизовали как не достигшего восемнадцатилетнего возраста.

После демобилизации он поступает на физико-математический факультет Самарского университета, а в 1922 г. переводится на физико-технический факультет Ленинградского политехнического института, который заканчивает в 1925 г.

После окончания института Георгий Владимирович работал на заводе «Авиаприбор», в научно-испытательном институте Военно-воздушных сил, на заводе «Метрон». В 1933 г. был избран по конкурсу в МВТУ им. Баумана доцентом.

Свою первую работу Г. В. Щипанов опубликовал в 1925 г., и далее вышел ряд его работ по элементам авиационных приборов. В 1936 г. он опубликовал книгу «Теория и расчёт авиационных приборов», за которую ему была присуждена ученая степень кандидата технических наук. В 1938 г. Г. В. Щипанову присвоено звание профессора. В том же году Виктор Сергеевич Кулебакин приглашает его на работу в Комитет телемеханики и автоматики АН СССР, на базе которого в следующем году был создан Институт автоматики и телемеханики АН СССР. Во вновь созданном Институте Г. В. Щипанов назначается руководителем лаборатории автоматического регулирования.

В 1939 г. Георгий Владимирович публикует в журнале «Автоматика и телемеханика» работу, в которой фактически впервые в мире была поставлена задача синтеза регулятора из «условия компенсации» внешних возмущений. Эта работа положила начало теории инвариантности и вызвала широкую и жестокую (да-да, не жёсткую, а именно жестокую) дискуссию. Постановлением Президиума АН СССР была создана Комиссия по оценке работы Г. В. Щипанова под председательством академика О. Ю. Шмидта, которая признала, что условия Г. В. Щипанова приводят к абсурдным выводам и не соответствуют никаким реально осуществимым регуляторам. Выводы Комиссии содержали особое мнение В. С. Кулебакина и Н. Н. Лузина, считавших, что необходимы дальнейшие исследования по «условиям компенсации». В результате Г. В. Щипанова уволили из Института, а все работы по теории инвариантности были прекращены.

С началом Великой Отечественной войны Г. В. Щипанов начинает работать консультантом в ряде научных учреждений, участвует в организации факультета приборостроения Московского авиационного института и назначается деканом этого факультета. Тогда же им создается кафедра «Автоматическое управление и стабилизация самолётов». За работу в дни Великой Отечественной войны Г. В. Щипанов награждается орденом Красной Звезды.

В конце 1949 г. Г. В. Щипанов в связи с тяжёлой болезнью оставляет работу в Московском авиационном институте, через три с небольшим года он умирает.

В 1966 г. результаты работы Г. В. Щипанова были признаны научным открытием с приоритетом от апреля 1939 г.