Лётов Александр Михайлович

Лётов А.М.

Дата рождения: 

пятница, ноября 24, 1911

Дата смерти: 

понедельник, сентября 30, 1974

Кто бы подумал, что совершеннейший аристократ А. М. Лётов со своей почти вечной бабочкой-галстуком, учёный с мировым именем, начинал трудовую жизнь обычным рабочим. Однако уже в 1937 г. А. М. Лётов заканчивает механико-математический факультет Московского государственного университета, и с 1938 по 1941 гг. становится инженером-исследователемнаучно-исследовательского института Народного Комиссариата авиационной промышленности (НКАП) СССР. Во время Великой Отечественной войны в период 1941 — 1943 гг. А. М. Лётов работал начальником цеха одного из оборонных заводов НКАП СССР.

С 1943 по 1956 гг. А. М. Лётов был начальником лаборатории одного из научно-исследовательских институтов Министерства авиационной промышленности СССР. В этот период им получен ряд интересных теоретических и важных практических результатов в области изучения динамики автопилотов, внедрённых в советской авиационной технике. В 1950 г. Александр Михайлович становится доктором физико-математических наук. К периоду 1943 — 1956 гг. относятся и фундаментальные результаты А. М. Лётова в области теории нелинейных систем автоматического регулирования, опубликованные им в известной монографии 1956 г.

С 1956 г. А. М. Лётов переходит на работу в Институт проблем управления АН СССР (тогда — ИАТ). Здесь он был и старшим научным сотрудником, и даже заместителем директора, но запомнился больше всего как заведующий лабораторией математических методов теории управления. Работая в ИАТе, Александр Михайлович проявил себя как крупнейший специалист в области теории оптимального управления. В начале 60-х годов им был опубликован цикл работ по аналитическому конструированию регуляторов. Эта проблема получила дальнейшее развитие в работах ряда авторов у нас в стране и за рубежом. А. М. Лётов впервые указал на глубокую связь проблемы оптимального регулирования и метода функций Ляпунова.

Одновременно с этим А. М. Лётов, как руководитель лаборатории, большое внимание уделял приложению полученных теоретических результатов к решению важных практических задач. Вот некоторые из примеров таких приложений: оптимизация процесса непрерывной разливки стали, выбор оптимального закона управления траекториями самолётов, оптимальное распределение водных ресурсов в бассейне реки Волги. Результаты научных исследований А. М. Лётова широко известны в нашей стране и за рубежом и опубликованы более чем в 50 научных статьях и докладах и двух книгах, одна из которых переведена и издана в США и Китае.

С 1956 г. А. М. Лётов являлся представителем СССР в Международной федерации по автоматическому управлению (ИФАК) и вёл там активную работу вначале как член подготовительного комитета (1956 — 1957), затем как первый вице-президент (1957 — 1959), далее как президент ИФАК (1959 — 1960), а после этого как паст-президент и член исполнительного совета ИФАК. Будучи президентом ИФАК, А. М. Лётов отвечал за организацию и проведение Первого международного конгресса ИФАК в Москве в 1960 г. С 1959 г. он являлся заместителем председателя Национального комитета СССР по автоматическому управлению и участвовал в подготовке и проведении ряда международных симпозиумов и научных совещаний. А. М. Лётов неоднократно с честью представлял советскую науку за рубежом. В 1968 г. он был избран членом-корреспондентом АН СССР.

Немало времени Александр Михайлович уделял подготовке новых научных кадров и пропаганде достижений науки. В течение многих лет он был профессором кафедры динамики полёта Московского авиационного института им. С. Орджоникидзе, а с 1968 г. возглавил кафедру математических методов управления в Университете дружбы народов им. Патриса Лумумбы. А. М. Лётовым подготовлено свыше 400 высококвалифицированных специалистов в области теории управления, под его руководством выполнено 35 диссертационных работ. Нельзя не отметить того, что А. М. Лётов был заместителем главного редактора журнала «Автоматика и телемеханика».