Комплекс зданий ИПУ - замечательный образец архитектуры 60-х гг. прошлого века

Комплекс зданий Института был спроектирован в 60-е годы в ГИПРОНИИ – Государственном институте по проектированию научно-исследовательских институтов, лабораторий и научных центров АН СССР и академий наук союзных республик. Этот институт занимался проектирование большинства научных комплексов Москвы.

В 50-е годы у института, который тогда назывался Институт Автоматики Телемеханики, было три здания: головное на Каланчевской улице, а также на улице Часовая на Соколе и на Ленинградском проспекте. Между зданиями по расписанию ходил автобус для сотрудников. В эти годы институт участвовал в серьезных общесоюзных работах, и тогда же возглавлявшему его академику Трапезникову удалось добиться постановления ЦК и Совета министров о строительстве нового здания. Из нескольких предложенных площадок для строительства было выбрано место на юго-западе, на первый взгляд не престижное и неудобное. Москва тогда заканчивалась у станции метро Калужская, которая была конечной, и за улицей Обручева уже не было ни одного городского дома, дальше шли поля, перелески, поселки. Даже когда здание было сдано строителями, вокруг не было ни дорог, ни благоустройства, так что многие сотрудники брали с собой на работу резиновые сапоги, что дойти к институту от метро. Но решение оказалось дальновидным, поскольку сегодня юго-запад Москвы и, в частности, Профсоюзная улица представляет собой сосредоточение различных научных учреждений и является одним из самых развитых районов Москвы. Для реализации постановления было выделено финансирование, заведомо недостаточное для проекта, но благодаря организаторским способностям и влиянию Вадима Александровича Трапезникова проект был реализован.

К началу 60-х годов уже определились основные приемы проектирования крупных общественных зданий. Отличительной чертой новых сооружений становится органичная связь общего архитектурного замысла с градостроительной ситуацией, функциональным назначением и конструктивной системой. Это, как правило, асимметричная композиция, подчиненная только конкретным нуждам здания и особенностям участка. Новые институты с градостроительной точки зрения характеризуются большим масштабом, обширными территориями, лаконичными объемами зданий и обилием элементов монументального искусства, которые призваны дополнить строгость архитектуры. То, что сегодня получило общее название «советский модернизм» имеет узнаваемые черты и признаки, которые были определены еще в первой половине XX века французским архитектором Ле Корбюзье, а также принципами российских архитекторов-конструктивистов. Дополнительный толчок развитию этих принципов дало развитие строительной отрасли, активное применение железобетонных конструкций и стекла, применение типового блочного домостроения.

Все основные архитектурные приемы, определенные Ле Корбюзье в своих теоретических работах и постройках, прослеживаются и в комплексе ИПУ РАН: подпорные колонны, плоская кровля, ленточное остекление, бетон как основной материал, который подвергается последующему декорированию. Фасады лабораторного корпуса отделаны панелями, выложенными мелким камнем-галькой, а общественный корпус отделан темно-синим стемалитом – одним из самых популярных фасадных материалов советской модернистской архитектуры.

В 1967 году здание было передано институту. Частично внутренняя отделка была реализована уже силами самого Института, и примерно через полгода многие лаборатории переехали в новое здание, а на территории отделали бассейн. Всеми работами по окончательной отделке корпусов и благоустройству территории руководил заместитель директора по хозяйственной части Михаил Лазаревич Линский. Он руководил не только хозяйственными вопросами, но и внимательно относился к эстетическим вопросам. Именно он поставил перед техническими и конструкторскими службами Института задачу, чтобы интерьеры КОНа поражала любого входящего в новое здание.  Он хорошо понимал, как влияет искусство и архитектура не только на сотрудников, но и на повышение статуса Института в глазах партнеров и коллег. Для работы над интерьерами была назначена рабочая группа, которая занималась дообработкой деталей, начиная от эскизов, заканчивая макетированием и реализацией в материале. Старой мебели из других корпусов не перевозили, все устанавливали и закупали новое, соответствующее новому образу здания.

Линский переехал в новое здание одним из первых и лично курировал все вопросы, касающиеся работы над здание и территорией. Его кабинет располагался сначала в 6-ти этажном Лабораторно-производственном корпусе, который был заселен первым. На 4-м этаже в дополнение к лабораториям разместились Директор и его заместители, а управленческие службы (финансисты, плановики, отдел кадров и т.п.) нашли себе место на других этажах. Весь первый этаж занимало экспериментальное производство, левое крыло второго этажа – конструкторский и технологический отделы. В правом крыле первого и второго этажей установили компьютерную систему ICL 4-70. Со временем на 3-м, 4-м и части 5-го этажей правого крыла тоже появились компьютеры, но уже отечественного производства, а вся административная структура переехала в корпус общего назначения (КОН). В Корпусе общего назначения располагались также библиотека, 2 зала для конференций, столовая. А еще на втором этаже КОНа была организована выставка с разработками Института, которую посещали многие руководители Советского времени.

Корпус общего назначения был построен одновременно с Лабораторным, но был отделан позже. Но даже тогда, когда КОН был отделан только «вчерне», он производил на всех сотрудников очень сильное впечатление. Мрамор, огромные окна, высокие потолки и дневной свет, струящийся с 3-го этажа через прозрачные стеклянные полусферы, создавали невероятное ощущение.

60-е годы были временем большого внимания к ученым, к космической, атомной, оборонной отраслям, никогда больше в XX веке профессия ученого не была в таком почете и фокусе внимания. Это видно по активному проектированию и строительству НИИ, по книгам и фильмам. Это период романтизации труда ученых, когда стремились создавать совершенно новые, комфортные условия для сотрудников, больше напоминавшие не рабочее место, а дом или санаторий. Отсюда огромные рекреации, непременные зимние сады и фонтаны, мрамор и паркет. Проектировщики стремились повысить эффективность научной работы, а для этого старались сделать интерьер производственных помещений с одной стороны уютным, а с другой стороны впечатляющим, даже роскошным.

Сразу после сдачи холл КОНа был пустым, отделанным мрамором пространством с колоннами. Но, барельеф В.И. Ленина у бассейна и цветной витраж на первом этаже у центрального лифта уже были готовы. Витраж специально для здания института 1967-1968 был выполнен художником-монументалистом Леонидом Полищуком в соавторстве со Светланой Щербининой. Полищук – один из самых известных художников-монументалистов своего времени, автор витражей и мозаик научных институтов и общественных зданий. Практически для всех общественных зданий 60-70-х годов, от НИИ до театров и санаториев характерно активное использование монументальных панно, а также активное проникновение элементов живой природы в интерьеры. Были популярны открытые мелкие бассейны и фонтаны, обилие зелени.

Чтобы усилить связь интерьера с природой, первый этаж полностью остеклен. Согласно принципам модернизма здание КОНа оторвано от земли и поставлено на опорные колонны. Традиционное строительство предполагало устройство высокого фундамента, который отрывает здание от земли и выделяет его в окружающей среде. Корпус общего назначения построен вровень с землей, здесь был реализован полностью стеклянный фасад «без фундамента». Этот прием был призван объединить внутреннее пространство с газоном и озеленением снаружи. Сегодня мало кого можно удивить огромными стеклянными витражами, но тогда это была совсем новая технология. Два стекла устанавливаются в металлический профиль и закрепляются резиновыми прокладками, а потом между стеклами откачивается воздух, что дает отличную теплоизоляцию. Это хорошее решение для теплого климата, но в российских условиях резина прокладок быстро приходит в негодность, и теплоизоляционные свойства пакета снижаются. Еще одна передовая технологическая идея, которая была очень популярна в 60-е годы и которую хотели реализовать в здании ИПУ, – кондиционирование. Смонтировали систему и даже планировали сделать глухие окна, чтобы проветривание осуществлялось только через кондиционер. В последний момент настояли на открывающихся окнах, что оказалось верным решением, поскольку система кондиционирования не заработала в полной мере.

Доработка интерьеров шла силами Конструкторского отдела и коллектива Главного инженера. Институт многое мог спроектировать и изготовить самостоятельно. Во вспомогательных корпусах на заднем дворе располагалось оборудование для тепло-, водо- и электроснабжения Института, а также мастерские, где изготавливалась например, оконная и дверная арматура. В них же был создан неплохо оборудованный столярный цех. Все лабораторные стеллажи, которые ещё эксплуатируются в лабораториях, подоконники и входные двери были изготовлены в этом цехе. Еще пару строений возвёл несколько позже на территории Института знаменитый ЦАГИ. Они предназначались для проведения совместных работ в области испытания прочностных и аэродинамических характеристик крыльев самолётов. Те совместные работы не сложились, а строения остались и активно используются институтскими службами.

Сразу, как только был выбран участок, появилась идея института как отдельно стоящего комплекса, помещенного в парковую зону, благо обширный участок, выделенный под строительство, позволял реализовать это в полной мере. Подобные идеи также были частью планов по созданию для сотрудников благоприятной рабочей атмосферы, где хотелось бы находиться. Это также стало важной частью работы Михаила Лазаревича Линского над комплексом зданий Института, так как он считал важным даже то, какое впечатление зеленая с благоустроенная территория производит на тех, приезжает в ИПУ по делам впервые, чтобы сразу от проходной человек ощущал размах и современность нового здания. Примерно в это же время возникла тема бассейна. Тогда в институте стояла мощная вычислительная полупроводниковая техника, которая очень сильно грелась. Машины требовали охлаждения, что и подсказало идею того, что необходимо водяное охлаждение и резервуар. Благодаря этому удалось создать свой бассейн, для которого были спроектированы и очистные сооружения. Но в реальности бассейн никогда для охлаждения не использовался, зато стал украшением парковой зоны, особенно после того, как к нему был добавлен фонтан, на тот момент единственный во всем районе. Конструкцию фонтана разработали в конструкторском отделе института. А для вычислительных машин были построены мощные кондиционеры.

Изначально на территории почти не было деревьев и кустарников, но по предложению Линского территория была озеленена и благоустроена в начале 70-х. В питомнике подмосковного города Пушкино был найден саженец канадского дуба, который сейчас украшает вход на территорию Института. Основную территорию от резервной отделили густо засаженной лесополосой (сейчас эта территория уже не принадлежит институту). Позже слева вдоль пруда были высажены пихты, а серебристые ели, которые растут между 6-ти этажным корпусом и козырьком над центральным входом, родом из Приэльбрусья, где в советские времена находился «кремлёвский» дендрарий.

Сегодня комплекс зданий ИПУ РАН один из самых гармонично сложившихся научных комплексов Москвы и по-прежнему вызывает интерес своими архитектурными решениями на фоне всплеска интереса к модернистской архитектуре, несмотря на трудности с обслуживанием новаторских идей 60-х, не всегда приспособленных к реальной офисной жизни. А романтическая идея сделать рабочее место комфортным и домашним и вовсе переживает второе рождение, но уже на новом технологическом уровне в современных офисах крупных технологических компаний, где нормой стали не только паркетные полы, огромные окна или озеленение, но и множество других архитектурных и дизайнерских приемов, которые способствуют тому, чтобы сотрудники проводили на рабочем месте как можно больше времени. На этом фоне сохранение и развитие инфраструктуры и эстететики зданий ИПУ РАН выглядит естественным продолжение и развитием истории большой Института в духе актуальных тенденции сегодняшнего дня.