11-20 июля 2017 г. IX традиционная молодежная школа «Информация. Управление. Оптимизация»

 

14-20 июня 2017 г. проводила свои занятия Традиционная ежегодная молодежная научная школа «Информация. Управление. Оптимизация». Организаторы Школы: Институт проблем управления им В.А. Трапезникова РАН, Национальный исследовательский университет Высшая Школа Экономики и Сколковский институт науки и технологий. Местом проведения на этот раз была выбрана база учебного центра НИУ ВШЭ "Вороново" (Новая Москва).

В этом году Школа принимала студентов уже в девятый раз.

Первоначально программа была рассчитана на аспирантов, однако с каждым годом среди участников все больше студентов, в том числе и младших курсов. В этом году особенно много было третьекурсников. Обычно количество «школьников» составляет 30-40 человек, в этом году приехали 35 человек.

Студенты представляли фактически всю страну: Москву (МФТИ, МГУ, НИУ ВШЭ, Skoltech, ИПУ РАН, ИППИ РАН, ВЦ РАН), Санкт-Петербург (СПбГУ), Красноярск Сибирский государственный аэрокосмический университет, Сибирский федеральный университет), Владивосток (Дальневосточный Федеральный Университет, Институт проблем морских технологий ДВО РАН), а также Новочеркасск, Севастополь, Липецк, Калугу.

Основная задача Школы – полное погружение ее участников в научную работу. Программа представляет собой разнообразие форм обучения и общения. Конечно, в нее включены лекции, для которых приглашаются профессора из различных университетов страны и мира, часто с мировым именем (в этом году лекторами были Р. Ортега (CNRS, Supelec, Франция), А.С. Немировский (Georgia Tech, Атланта, США), А.А. Бобцов (ИТМО, Санкт-Петербург), К.В. Воронцов (ВЦ РАН/МФТИ/МГУ/Яндекс, Москва), В.Ю. Протасов (член-корр. РАН, МГУ/University of L`Aquila/НИУ ВШЭ), А.М. Райгородский (МФТИ\МГУ/Яндекс), Б.Т. Поляк (ИПУ РАН), А.Л. Фрадков (ИТМО/СПбГУ), М.В. Хлебников (ИПУ РАН).

Лекторы выбирают самые разные темы: к примеру, среди лекций этого года были "PID passivity-based control" профессора Ромео Ортеги и "Четыре сюжета об устойчивости линейных систем" профессора В.Ю. Протасова.

Но помимо этого программой предусмотрено множество интересных обучающих элементов разной степени академичности. Поскольку в задачи Школы входит не только дать участникам услышать выдающихся ученых, но и представить свою работу, высказать свои мнения и идеи, достаточно времени уделено работе с постерами (стендами, на которых студенты пишут основные результаты своей научной деятельности), включая подготовку постеров, приглашение к постерам (презентация своей работы), постерная сессия и доклады авторов постеров, признанных лучшими.

Проводятся мастер-классы от студенческих лабораторий, при этом студенты выбирают для них различные темы, не всегда связанные с наукой. Происходит много диалогов и дискуссий, на которых студенты и преподаватели вместе обсуждают самые волнующие темы из науки и из жизни: выбор научной тематики, поиск работы, построение научной карьеры, взаимопонимание молодых людей и старшего поколения – преподавателей и родителей, интересы молодежи помимо научной работы (литература, театр, спорт и т.д.).

Приглашаются молодые лекторы – выпускники Школы прошлых годов. Все это помогает студентам лучше понять старших, а старшему поколению – узнать, чем живут и как мыслят молодые люди.

Естественно, после и между учебой участники смотрят и обсуждают кино, проводят спортивные соревнования, различные интеллектуальные игры. В этом году играли в «Что? Где? Когда» с весьма достойными вопросами, в «крокодила» и т.п. В конце последнего дня все участники Школы вместе готовили прощальный праздник, вместе его проводили, подводя итоги и награждая победителей.