Цель исследования – количественно оценить влияние экономического положения наукоемкой промышленности на финансирование прикладных исследований и разработок. Особое внимание уделяется влиянию на финансирование прикладной науки экономических проблем, которые испытывает индустрия: будут ли при этом затраты на разработку технологий сокращаться, или они могут и возрастать? Последнее возможно, поскольку при ужесточении условий работы отрасли возрастает ее заинтересованность в новых технологиях, позволяющих ей адаптироваться к более жестким условиям. Однако по мере ухудшения экономического положения отрасли, сокращаются и ее ресурсные возможности. Основные задачи: оценить экономически целесообразный уровень затрат на исследования и разработки в зависимости от параметров «жесткости» условий, в которых работает промышленность; оценить также возможности промышленности выделять средства на исследования и разработки в зависимости от ее экономического положения. В качестве примера рассмотрено гражданское авиастроение и влияние удорожания авиатоплива на экономическое положение отрасли и финансирование разработки технологий, позволяющих сократить расход топлива. Рассмотрена модель дуополии Курно на рынках воздушных судов, в которой конкуренты определяют оптимальные для себя затраты на исследования и разработки по критерию максимума чистой прибыли (т.е. операционной прибыли за вычетом указанных затрат). Учитывается нелинейный характер связи затрат на исследования и разработки, и их результативности. Исходные данные для параметрических расчетов соответствуют реальным параметрам научно-технологического развития отрасли на современном этапе. С помощью предложенной модели определены условия, при которых ухудшение экономического положения авиации вследствие удорожания авиатоплива приведет к повышению и к сокращению уровня финансирования прикладных исследований и разработок. Показано, что можно ожидать роста спроса на исследования и разработки, направленные на сокращение расхода топлива, вплоть до уровня его цены, превышающего нынешний в 1,5-2 раза. В то же время, при повышении цен авиатоплива относительно уже достигнутого уровня сокращение прибылей корпораций приведет к снижению возможностей финансирования таких разработок. Таким образом, не следует ожидать дальнейшего роста затрат на соответствующие прикладные исследования. Разработанный инструментарий может применяться в различных отраслях для прогнозирования изменения расходов на исследования и разработки при ужесточении внешних условий.