Статья содержит анализ проблем обеспечения конкурентоспособности российской авиационной техники на современном авиатранспортном рынке. Рассмотрены основные факторы и критерии обеспечения конкурентоспособности российской авиационной техники, в том числе величина эксплуатационных расходов и динамика ее основных статей. Показаны изменения структуры эксплуатационных расходов российских авиакомпаний, повлиявшие в кризисных условиях 2014 – 2016 годов на рост рисков авиационного бизнеса. Указанные факторы требуют в настоящее время действенных мер по государственной поддержке создания и эффективного внедрения в эксплуатацию современной авиационной техники российского производства. Проанализированы действующие в настоящее время организационно-экономические механизмы и государственные решения (в том числе постановления правительства Российской Федерации) об экономическом стимулировании, субсидировании аренды и лизинга современной авиационной техники в российских авиакомпаниях. Обоснованы предложения по совершенствованию указанных механизмов и реализации комплекса мер, направленных на стимулирование создания и производства новой российской гражданской авиационной техники, обеспечение ее технико-эксплуатационных и экономических характеристик требованиям конкурентоспособности, реальной востребованности ее серийного производства и приобретения субъектами авиатранспортного рынка