Монография посвящена исследованию нового типа человеко-машинного взаимодействия: речевого интерфейса. Речевые серверы и речевые порталы, являющиеся практическим воплощением новой модели коммуникаций человек-машина, исследуются методами теории массового обслуживания. Первоочередной задачей таких исследований является разработка аналитических моделей для оценки ряда количественных характеристик человеко-машинного диалога по одному каналу: вероятности успешного завершения диалога, числа переспросов, среднего времени диалога. Эти характеристики используются далее для анализа функционирования всей системы массового обслуживания, моделирующей многоканальный речевой портал. Разработана классификация диалогов при речевом взаимодействии клиента с автоматизированными системами массового обслуживания дано описание характерных алгоритмов управления диалогом, проведена их сравнительная оценка по продолжительности с учетом требуемой надежности распознавания.