Монографии посвящена разработке методов и систем автоматического управления движением (САУД) для широкого класса судов и кораблей в различных режимах эксплуатации . Автоматизация управления движением кораблей — это достаточно молодая область техники. Первые идеи автоматизации управления движением корабля появились в первой половине XX века. . Однако заявить, что эта область техники достигла полного совершенства, нельзя.:
В данной работе рассматриваются разнообразные методы автома-
тизации управления движением судна (позволяющие приблизиться к пол-
ностью автоматизированному управлению движением судна) и делаются
попытки найти решение, как исключить первый и второй парадокс авто-
матизации и предложить законы высококачественного автоматического
управления движением судна (практически безотказными). вводить противоаварийные законы управления в дополнение к штатным законам управления ,
применять подходы для повышения живучести САУД (использо-
вать методы прогноза, стенды автоматического проектирования и
другие средства повышения качества работы САУД); создать автономную информационно-управляющую систему (Рассмотрены пути повышения живучести при сбое в САУД — введением специальных советников судоводителю и законов «облегчен-
ного» автоматического управления движением корабля, а также
создания и использовать высоконадежную технологическую информацию..
В первой главе рассмотрены разнообразные методы и системы ав-
томатического управления движением корабля (в основном при нормаль-
ных условиях эксплуатации( проблеме надежности не уделялось должного
внимания).
Во второй главе рассмотрены пути построения отказоустойчивых
САУД (в том числе даже при условии некоторой потери качества автома-
тического управления).
Третья глава посвящена построению автоматического управления
движением суда в предаварийных состояниях, вызванных окружающей
обстановкой, самим объектом управления — кораблем, САУД и смежны-
ми системами управления кораблем,
Четвертая глава посвящена решению технологических задач САУД,
решение которых позволяло бы повысить:
• качество автоматического управления движением судна;
• отказоустойчивость, надежность и живучесть управления движением
судна;
• создать методы восстановления неизмеряемой (трудно измеряемой) ин-
формации;
• повысить качество разработки (проектирования) САУД благодаря
созданию специальных стендов автоматизированного проектиро-
вания. (Это позволит не только сократить время процесса проекти-
рования, но и исключить появление ошибок вследствие «человече-
ского фактора» при разработке САУД),
• воздействия окружающей среды на состояние корабля;
• перестройки параметров математической модели движения корабля
в процессе выполнения рейса и др.
Авторы представленной работы длительное время участвовали в
развитии данного достаточно узкого направления науки и техники и
склонны надеяться, что оно в скором времени достигнет своей вершины
после создания полностью автоматизированной (практически) отказо-
устойчивой комплексной, с высокой степенью живучести САУД.