В статье дается обзор развития подходов к решению задач оперативного диспетчерского управления магистральным транспортом газа, начиная от общей постановки задачи моделирования гидродинамического движения газа до современных моделей в различных условиях применения, а также с учетом возникающих проблем при их решении. Рассматриваются как основные теоретические модели, так и практические формулы, использующиеся для расчетов газотранспортных систем (ГТС). Показан переход от теоретических моделей к расчетным, с учетом развития вычислительных средств до современных многопроцессорных вычислительных систем кластерного типа. Рассматривается решение с использованием параллельных вычислений на базе многопроцессорных вычислительных комплексов сложных ГТС. Прослеживается эволюция теоретических моделей, проходящая от общей постановки задачи в работах И.А. Чарного, через различные упрощения в связи с наличием нерешенных на тот момент научных и технических проблем, к постепенному усложнению и включению дополнительных факторов, обусловленных развитием соответствующих математических методов и их реализацией на базе современных вычислительных систем.