Построена модель динамики механической части турбокомпрессора с учетом упругих радиально-угловых колебаний вала. Разработана математическая модель структуры выходного сигнала датчика частоты вращения (ДЧВ), учитывающая искажения геометрии воздушного зазора магнитной цепи датчика, вызываемые вибрациями вала и введены уравнения связи некоторых показателей технического состояния опор вала с параметрами сигнала датчика. Предложен метод идентификации меняющейся по мере износа величины зазора в подшипниковых опорах, основанный на детектировании выходного сигнала ДЧВ. На основе методов адаптивной фильтрации синтезирован алгоритм начального поиска и последующего слежения за некоторыми показателями качества функционирования контролируемого объекта. Предложена система и алгоритмы аварийного отключения турбокомпрессора с использованием настраиваемой эталонной модели в контуре наблюдения за техническим состоянием его подшипниковых опор.