Формирование кластеров как рыночных инструментов пространственного развития предпринимательства. Экономика туристского рынка формируется и функционирует на основе интегрально-взаимозависимости предприятий региона, деятельность, которых напрямую или опосредована связана с экономикой сферы туризма; сохранение экологического баланса природных ресурсов и исторических, конфессиональных объектов на рекреационных территорий.
Результатом развития региональной экономики является создание, поддержание конкурентных преимуществ и достижение более высокого уровня конкурентоспособности как всей сферы туризма. Профилизация региона должна быть направлена на создание высоко-развитого туристского центра международного уровня, что даст возможность долговременного экономического развития. Реальное содержание концепции туризма обозначится в ходе столкновения этих позитивных тенденций и негативных результатов и во многом будет зависеть от общей ситуации в стране, но, с другой стороны, во многом и определит экономическую ситуацию в России. Различным типам туристической деятельности соответствуют соразмерные туристические пространства, представляющие собой часть социального пространства объединяющего совокупность взаимосвязанных между собой природных и социально-экономических условий, используемых для туристической сферы. Размер и состав внутренней организации туристического пространства имеет иерархическую структуру. Проанализирована структура регионального туристического рынка и его субъекты. Рассмотрены основные подходы к формированию концепции управления туристическим комплексом в туристическом регионе. В статье рассмотрены подходы к пространственно-региональной кластеризации туристской сферы, базовые условия создания туристского кластера, принципы создания и управления туристского кластера.
Ключевые слова: кластер, территория, предпринимательство, туризм, управление.