31734

Автор(ы): 

Автор(ов): 

2

Параметры публикации

Тип публикации: 

Статья в журнале/сборнике

Название: 

Анализ эффективности экономических механизмов управления безопасностью полетов

Наименование источника: 

  • Экономический анализ: теория и практика

Обозначение и номер тома: 

№ 38 (389)

Город: 

  • Москва

Издательство: 

  • ООО "Издательский дом "Финансы и кредит"

Год издания: 

2014

Страницы: 

29-41
Аннотация
В данной работе исследуется экономическая заинтересованность авиакомпаний в повышении безопасности полетов. После авиационных катастроф авиационные компании несут как прямые убытки, которые могут быть застрахованы, так и косвенные: простои техники, судебные издержки, повышение страховых премий и многое другое. Основные косвенные убытки вызваны снижением спроса на перевозки из-за боязни пассажиров летать. Существует распространенное мнение, что боязнь убытков, то есть естественный рыночный механизм повышения безопасности полетов, является достаточным для авиакомпаний стимулом для повышения безопасности полетов сверх уровня, установленного законодательно. Однако, как показывают исследования, проведенные эконометрическими методами в период повышения аварийности авиационного транспорта после дерегулирования авиаперевозок в США в 80-е гг. XX века, потери авиакомпаний, вызванные авиационными катастрофами, достаточно слабы. Таким образом, актуальна проверка гипотезы экономистов либерального направления о том, что рыночного механизма достаточно для повышения безопасности полетов. Для этого необходима разработка аналитических моделей, позволяющих проводить анализ в общем виде. Анализ статистических данных показал, что гипотеза о взаимосвязи уровня безопасности полетов и спроса на авиаперевозки не противоречит реальным данным. Была построена модель влияния уровня безопасности полетов на пассажирооборот. На основе разработанной модели было проведено математическое моделирование и сравнение экономических механизмов, побуждающих авиакомпании к повышению безопасности полетов: рыночных стимулов, государственного вмешательства в виде компенсационных выплат пострадавшим после авиационного происшествия и комбинированного механизма, который включает как потери вследствие снижения спроса на авиаперевозки, так и компенсационные выплаты. Показано, что на современном этапе развития гражданской авиации государственное вмешательство необходимо для стимулирования повышения безопасности полетов.

Библиографическая ссылка: 

Клочков В.В., Варюхина Е.В. Анализ эффективности экономических механизмов управления безопасностью полетов // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 38 (389). С. 29-41.