28745

Автор(ы): 

Автор(ов): 

3

Параметры публикации

Тип публикации: 

Тезисы доклада

Название: 

Взаимосвязь показателей надежности, контролепригодности, технического обслуживания

Наименование конференции: 

  • 2-я Всероссийская научно-техническая конференция «Моделирование авиационных систем» (Москва, 2013)

Наименование источника: 

  • Сборник тезисов докладов 2-й Всероссийской научно-технической конференции «Моделирование авиационных систем» (Москва, 2013)

Город: 

  • Москва

Издательство: 

  • ФГУП "ГосНИИАС"

Год издания: 

2013

Страницы: 

20-21
Аннотация
К управляющим системам сложными объектами, в частности воздушными судами (ВС), предъявляются повышенные требования по показателям надежности, безопасности. Нередко принимается как очевидное, что контроль работоспособности элементов и систем позволяет повысить показатели надежности, технической эффективности, безопасности. Однако подобные выводы не столь однозначны: необходимо обсудить более детально вопросы влияния на показатели надежности средств контроля работоспособности: 1. Нерезервированные невосстанавливаемые системы. В таких системах нормируются показатели безотказности, и средства контроля только ухудшают эти показатели, так как их отказы увеличивают поток отказов в системе. Информацию по отказам невозможно использовать из-за отсутствия резервирования и восстановления. В тоже время, если по условиям применения при возникновении отказа допустимо изменить выполнение задания, то тем самым можно предотвратить возможные аварийные последствиям. 2. Нерезервированные восстанавливаемые системы. В нерезервированных системах отказ каждого элемента приводит к отказу системы, поэтому контроль не может улучшить показатели безотказности. Показатели готовности могут улучшаться, если контроль позволяет сократить время пребывания в неработоспособном состоянии при восстановлении отказов. Причем коэффициент готовности тем больше, чем выше полнота контроля. В системах многократного применения (именно к этому классу систем относятся функциональные системы самолета и воздушное судно в целом) наличие контроля позволяет повысить коэффициент оперативной готовности. 3. Резервированные системы. Здесь контроль часто используется как одно из средств управления резервом. Так, облегченное, ненагруженное, скользящее резервирование принципиально может быть реализовано только при наличии контроля работоспособности и реализации необходимых переключений в системе при обнаружении отказа. Таким образом, контроль в ряде случаев позволяет повысить надежность систем. Но поскольку сама система контроля является источником дополнительных отказов, то анализ надежности, и особенно безопасности, необходимо проводить при включении в надежностную модель технических средств контроля, и, тем самым, учитывать как положительный эффект, так и издержки от введения контроля. Более того, контроль лишь тогда дает заметный эффект, когда обоснованно назначается техническое обслуживание. Обоснование обслуживания систем позволяет устанавливать объем и сроки проведения работ и обеспечивать требуемые значения надежностных показателей функционирования систем.

Библиографическая ссылка: 

Викторова В.С., Лубков Н.В., Степанянц А.С. Взаимосвязь показателей надежности, контролепригодности, технического обслуживания / Сборник тезисов докладов 2-й Всероссийской научно-технической конференции «Моделирование авиационных систем» (Москва, 2013). М.: ФГУП "ГосНИИАС", 2013. С. 20-21.