Показано, что неограниченная либерализация рынка грузовых вагонов приводит к транспортному застою. Управление транспортной системой при ограничениях инфраструктуры связано с периодическим решением проблем застоя. Первый тип решений этой проблемы связан с развитием инфраструктуры грузового железнодорожного транспорта, второй - со стихийным или управляемым введением ограничений деятельности многочисленных операторов частного вагонного парка, третий – с технологической координацией и централизованным управлением при ограничениях инфраструктуры. Построены математические модели управления вагонным парком при наличии частных операторских компаний. Предложены формальные критерии определения жизнеспособности их саморегулируемой организации. Показано, что агентское управление вагонами частных операторов может быть невыгодно последним. Доказано существование арендных цен, выгодных и для владельца инфраструктуры, и для частных операторов. Поставлены задачи управления парком порожних вагонов, которые сведены к задачам линейного программирования.