Разработаны концептуальные основы теории управления транспортными потоками, включая структуру и функционально полный операторный базис работы транспортных средств (ТС). Структура системы – это транспортные коммуникации и пункты обслуживания транспортных потоков. Функционально полный операционный базис процесса интегрального обслуживания транспортных потоков образуют операторы измерения его текущего состояния, планирования и регулирования (управления). Управление транспортным процессом предполагает алгоритм выбора пути, выбор системы приоритетов, оптимизацию емкости обслуживания на каждом узле, оптимизацию количества и ресурсной стоимости операций обслуживания, оптимизацию канальной емкости транспортной коммуникации, разработку интегральной топологической структуры сети, определение общей стоимости обслуживания и пути ее оптимизации. Принципы построения интеллектуальных транспортных систем (ИТС) основаны на решающей роли человеческого фактора на транспорте. В первую очередь, речь идет о способности к адаптации и обучению. Чтобы субъект управления – ИТС – был адекватен объекту управления в условиях перемен, ИТС должна обладать свойством адаптивности. Во-вторых, ИТС должны способствовать активизации человеческого фактора, максимальному использованию работниками своего потенциала. Для этого надо обеспечить свойство прогрессивности ИТС, максимальную отдачу коллективов, групп и отдельных работников транспорта. ИТС – это композиция взаимосвязанных подсистем анализа и оценки, прогнозирования, планирования, учета, контроля и стимулирования, построенных на специальном языке и взаимоувязанной нормативно-методической базе.