Объекты управления железнодорожным транспортом (ЖТ) нашей страны относится к разряду крупномасштабных систем (КМС). Такие системы характеризуются существенным количеством составляющих их элементов и взаимосвязей между ними и окружающей средой, наличием разного рода неопределенности, в том числе отсутствием полной информированности об их функционировании, неточностью количественных и качественных оценок их параметров, разным уровнем и неравномерностью развития и т.п. Поэтому проблема построения системы управления железнодорожным транспортом (СУЖТ), обеспечивающие автоматизацию функций управления, в том числе прогнозирования и планирования развития ЖТ, является слабо структурированной.
Существующий в настоящее время аппарат системного анализа в известной мере позволяет исследовать частные проблемы и динамику развития КМС, обеспечивает рассмотрение множества альтернативных решений, каждое из которых описывается достаточно большим числом переменных, позволяет учитывать риски различного типа, вырабатывать эффективные решения в условиях ограничейного времени и ресурсов.
Основная трудность исследования систем подобного типа заключается в разнородности применяемых моделей и методов описания, что ведет зачастую к снижению эффективности изучения имеющихся компонентов системы и последующей увязки выработанных управляющих воздействий и их последствий. Поэтому следует найти способы обойти эти трудности, разработав некоторый достаточно простой общий язык описания, позволяющий с единой методологической точки зрения подвергать анализу спектр указанных моделей.
В этой связи в докладе предлагаются основные методологические принципы моделирования: метод сценарного исследования КМС [0] и метод построения графовых моделей подсистем.