Кулебакин Виктор Сергеевич

Кулебакин В.С.

Дата рождения: 

воскресенье, октябрь 18, 1891

Дата смерти: 

среда, февраль 11, 1970

Основатель Института автоматики и телемеханики АН СССР и его первый директор Виктор Сергеевич Кулебакин родился в 1891 г. в г. Москве в семье учителей. Среднее образование он получил в коммерческом училище, которое окончил в 1909 г. с золотой медалью. После окончания училища поступил в МВТУ (ныне Московский технический университет имени Баумана). Здесь он встретился с Карлом Адольфовичем Кругом, который на многие годы стал его учителем и коллегой. По окончании МВТУ в 1914 г. Виктор Сергеевич был оставлен в училище для ведения преподавательской и научной работы. Но началась война. Виктора Сергеевича призвали в армию, он окончил Гатчинскую школу пилотов и получил «Права пилота-авиатора». В. С. Кулебакин стал одним из первых военных летчиков России и как летчик участвовал в Первой мировой войне.

Ещё будучи в армии, Виктор Сергеевич по приглашению Н. Е. Жуковского начал преподавать на теоретических курсах авиации.

В 1918 г. В. С. Кулебакин вернулся в МВТУ. Наряду с преподавательской деятельностью, Виктор Сергеевич в те годы принимал активное участие в решении многих практически важных инженерных задач. Он участвовал в оснащении электрооборудованием Подмосковного каменноугольного бассейна (1918 — 1921 гг.), выполнял ряд важных заданий по разработке плана ГОЭЛРО, принимал участие в налаживании производства электрооборудования для самолетов.

В 1921 г. был организован Государственный экспериментальный электротехнический институт (с 1929 г. — Всесоюзный электротехнический институт), и В. С. Кулебакина назначают заместителем его директора.

В 1921 г. Виктор Сергеевич был избран профессором МВТУ, а после выделения из МВТУ энергетического института он перешёл на работу в новый институт, где создал кафедру и лабораторию электроаппаратостроения.

В. С. Кулебакин оказал большое влияние на становление и развитие Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского (ныне Военный авиационный технический университет). В академии он организовал факультет и кафедру, создал большую научную школу. Вся его дальнейшая деятельность была тесно связана с этой академией.

В 1939 г. академик В. С. Кулебакин создал Институт автоматики и телемеханики АН СССР (ныне Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН) и стал его первым директором.

Первые годы становления Института оказались очень сложными. В то время было крайне мало специалистов по автоматическому управлению. С целью подготовки кадров по управлению Виктор Сергеевич Кулебакин пригласил на работу в Институт крупного математика академика Николая Николаевича Лузина. В 1940 г. началась известная дискуссия по условиям компенсации, открытым Георгием Владимировичем Щипановым, которая завершилась статьёй в журнале «Большевик», содержащей прямое обвинение Института автоматики и телемеханики в лженаучной деятельности.

В. С. Кулебакин мужественно отстаивал необходимость дальнейших исследований по проблеме «условий компенсации Г. В. Щипанова».

Несмотря на все обвинения, в 1940 г. Институт организовал проведение 1-го Всесоюзного совещания по теории управления, которое сыграло большую роль в дальнейшем развитии теории и систем управления в нашей стране.

В самом начале Великой Отечественной войны В. С. Кулебакин был назначен руководителем работ АН СССР и ВВИА им. Н. Е. Жуковского по оказанию научно-технической помощи и содействия фронту и промышленности. Кроме того, он стал членом Комиссии по мобилизации ресурсов Урала. Самоотверженный труд в годы войны и организационные таланты Виктора Сергеевича сыграли большую роль в развитии авиационной промышленности страны, в подготовке военных кадров для авиации.

В 1940 г. Институт был эвакуирован в г. Ульяновск. В. С. Кулебакин эвакуировался вместе с ВВИА им. Н. Е. Жуковского в г. Свердловск (ныне Екатеринбург). Его работа в Институте автоматики и телемеханики была прервана.

Первые работы Виктора Сергеевича по теории автоматического регулирования появились в 1930 — 1940 гг. Он предложил теорию вибрационных регуляторов для электрических машин, ввёл в рассмотрение простейшую интегральную оценку в задачах исследования качества процессов регулирования и дал метод её вычисления, впервые поставил и решил задачу выбора коэффициентов регулятора из условия заданных значений корней характеристического уравнения.

Выдающуюся роль сыграли работы Кулебакина в создании теории инвариантности и теории комбинированных систем управления. Он первым доказал, что условия абсолютной инвариантности (условия компенсации Г. В. Щипанова) могут быть реализованы в мостиковых схемах, предложил К (Д)-изображение заданной функции и развил теорию К (Д)-изображений, ввёл понятия избирательной инвариантности и полиинвариантности.

В. С. Кулебакин впервые выдвинул идею о том, что объект регулирования должен строиться с учётом требований, предъявляемых к нему со стороны системы регулирования. В этом случае регулятор может быть более простым и более надёжным.

В 1944 г. В. С. Кулебакин вернулся на работу в Институт автоматики и телемеханики и до 1962 г. возглавлял одну из лабораторий Института.

Виктора Сергеевича с полным основанием называют «отцом авиационной электроэнергетики». Многолетние исследования и экспериментальные работы в области электрооборудования самолетов он (совместно с его учениками) из ВВИА им. Н. Е. Жуковского обобщил в четырёхтомной монографии. Подобного научного труда мировая литература просто не знает.

В 1933 г. В. С. Кулебакин был избран членом-корреспондентом АН СССР, в 1939 г. — академиком.

В 1942 г. В. С. Кулебакину было присвоено звание генерал-майораинженерно-авиационной службы, он награждён орденом Ленина, тремя орденами Красной Звезды, орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами «Знак почета» и многими медалями. В 1950 г. был удостоен Государственной премии СССР.